Мы привыкли к тому что мы, взрослые, очень часто нуждаемся не только в одиночестве и покое, но и в ярко выраженном личном пространстве: свой рабочий стол, свое кресло, свой стул. Дети, в некотором смысле, наша копия – гипербола.
Да, по замечаниям психологов, занимающихся работой с ребятами из детских домов – для них зачастую бывает мечтой своя собственная тумбочка, в которую никто и никогда не залезет без разрешения. Для наших детей, у которых дом – полная чаша, потребность в личном пространстве больше, чем у взрослых. Особенно эта потребность обостряется в подростковом возрасте и пройдет еще довольно много лет, прежде чем дети придут к осознанию, что все - в них, и мир они носят в себе. Все свое ношу с собой - не зря это выражение стало крылатым.
Для детей их комната – своеобразная модель мира. В ней они учатся ориентироваться, учиться, общаться с предметами, организовывать свой быт и пространство, нести ответственность, принимать решения, определять и четко защищать свои границы. Для того, чтобы ребенок мог полноценно усвоить все это, комната должна быть зонирована и совмещать в себе
- место для сна
- место для уроков
- место для игр
- место для хранения плодов творчества
- место для одежды
- место для игрушек.
Умение пользоваться каждой зоной, использовать все ее возможности, наконец, умение, следить за состоянием этой зоны – навыки, без которых дальнейшая жизнь может оказаться выросшему уже ребенку беспорядочной и хаотичной.
Для того, чтобы облегчить ребенку ориентацию в его мире (а затем, в дальнейшем, ориентацию в большом мире взрослых) необходимо обучить ребенка навыкам систематизации и хранения вещей в определенной системе координат.
Чтобы помочь ребенку усвоить, где и какие вещи должны лежать и почему это полезно для него самого, придумайте специальные карточки, нарисуйте их с ребенком и приклейте к ящикам, коробкам и иным местам, где ребенок будет хранить соответствующие вещи. До определенного возраста раскладывание предметов в места с подходящими карточками будет для ребенка своеобразной игрой, которую он может полюбить. Даже если малыш эту игру не полюбит, у него не возникнет отвращения к процессу наведения порядка, порядок будет в дальнейшем даваться ему «играючи».
Если Вы навяжете ребенку зонирование комнаты, не соответствующее его представлениям о правильном зонировании его микромира – будьте готовы к определенной форме беспорядка, в которой, однако, ребенок будет прекрасно ориентироваться и поддерживать ее, эту (на Ваш взгляд) кучу беспорядка в очень строгом порядке. Ребенок задает себе определенные, устраивающие его координаты, в которых легко ориентируется. Если ребенок еще мал, он вряд ли сможет построить сам себе собственную систему координат – тут используйте принцип Монтессори – помогите ему это сделать самому, а не навязывайте своей видение мира. Итак, выделив необходимое жизненное пространство для ребенка, отнеситесь с должным внимание к тому, что он будет познавать, посредством этого пространства, мир.
Не игнорируйте происходящее в мире ребенка, отгородившись своими проблемами и дверьми. Вы еще, вполне вероятно, дождетесь всех этих подростковых надписей на табличках у входа в комнату «Не влезай - убьет!», «Стоп» и даже «Посторонним вход запрещен».
Не надейтесь, что, выделив ребенку комнату, Вы будете освобождены от почетных и приятных обязанностей по общению с ребенком – он не сможет играть сам в своей даже самой замечательной комнате. Вспомните фильм «Игрушка», в котором играл бесподобный Пьер Ришар – у ребенка были все игрушки на свете и все равно ему требовалось физическое присутствие человека, и не просто человека (тут мы, мир взрослых, продвинулись в понимании детской души со времен, скажем, «Трех толстяков»), а человека взрослого, любящего детей, понимающего их потребности.
Ребенок нуждается в помощи взрослого, будь то игры, будь то обучение, будь то создание и познание мира.
Ребенок будет отматывать одну и ту же ситуацию до тех пор, пока не научится. Он будет делать одно и то же, пока не доведет до автоматизма. Он будет познавать Ваши реакции до тех пор, пока не познает их. Наконец, он будет доводить Вас своими повторениями, пока Вы его не услышите и не увидите.
Наблюдая за комнатой Вашего ребенка, на организацию пространства в ней, за теми перестановками, что он там делает, изменениями, что он вносит в Ваше совместное (я надеюсь) творчество – Вы сможете увидеть и познать своего ребенка. Вам не нужно задавать для этого дурацкие вопросы» почему ты мне ничего не рассказываешь?», для того, что бы увидеть, что произошло в жизни Вашего ребенка, как он вырос, как он изменился. Вам достаточно лишь проследить за изменениями в организации пространства его мира.
И обязательно помните, что только получив осознание своего личного пространства, дети могут научиться ценить и чужое личное пространство. Не мешайте ребенку. Помогите ему это сделать самому. И не стремитесь быть идеалом для подражания и образцом для копирования, просто покажите возможные варианты.
Кристина Вязовская
Материалы по теме |
---|
Детская комната: в поисках идеала |