Ампир (от французского empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве начала XIX в., - вершина и финал в развитии классицизма.
Своими истоками парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль восходит к культуре и архитектуре великих империй древности - древнего Рима, Греции, Египта. Расцвета ампир достиг во Франции в эпоху правления Наполеона I, где служил воплощению идей величия и могущества державы. Во времена Бонапарта ампир становится стилем, официально пропагандируемым властью, а античные мотивы - программой к действию и подражанию шику и роскоши Римской империи.
Так ампир стал олицетворением имперской роскоши, где классическая строгость соседствует со сдержанным, внушительным декором. При этом имперский блеск - нечто глубоко отличное от блеска королевского, времен господства барокко или рококо.
Ампир в интерьере повторяет стремление к демонстрации величия за счет монументальности форм, применения колонн, барельефов, карнизов, пилястров, позолоты на предметах мебели. Однотипные золочёные украшения покрывали шкафы, шкатулки, обложки книг, что создавало ощущение целостности.
В интерьерах в стиле ампир царят покой, порядок, строгая симметрия и уравновешенность. На смену изысканности и легкости предшествующей эпохи пришли помпезность, пышность, великолепие, зрелищность и холодная торжественность, на смену фантазии - трезвый расчет. Формы чисты, просты и безжалостно логичны.
Среди других направлений классицизма стиль выделяли фрески, витражи, светлые потолки с лепниной, головы, лапы животных и птиц в оформлении мебели, дверных ручек и других элементов интерьера, мраморные плафоны светильников.
Дизайн интерьера в стиле ампир дополняла тяжеловесная, массивная мебель, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами или с позолотой, деталями в виде карнизов, колонн, арок, львиных лап, она была схожа с архитектурными объектами. Такая мебель часто была неудобной и жесткой, но комфортом намерянно жертвовали ради внешнего вида и величественных форм. В изготовлении мебели предпочтение отдавалось древесине темного цвета - черной, цвета каштана. Именно в это время появилась мебель из дорогого красного дерева.
Предметы мебели напоминали, скорей, экспонаты выставки, чем утилитарные вещи: невысокие тумбочки-постаменты, столики для умывания в виде треножников, шёлковая с золотом обивка мебели, тяжёлые низкие комоды, прямые длинные кушетки, неудобные кресла, величественное ложе, увенчанное пышным балдахином, на высоком постаменте, которое "охраняли" вырезанные по углам сфинксы, львы, грифоны. Кровать становилась роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что соответствовало духу эпохи Бонапарта.
В интерьерах, оформленных в стиле ампир, все призвано демонстрировать роскошь: украшения из металла, тяжелые богатые драпировки, канделябры, на стенах – картины той эпохи (античная тематика, городские пейзажи, портреты), старинные гравюры.
Облик ампирного интерьера определяют единая цветовая гамма и благородный материал отделки. Основные цвета стиля ампир в интерьере: сочные и насыщенные синий, красный, белый, золотой.
Зеркала в интерьере в стиле ампир играли особую роль, их было непривычно много. Кроме обычных мест - над камином, между окнами, они висели над кроватями, на створках дверей. Посреди будуара - огромное зеркало в человеческий рост, напоминающее арку.
Предметы в таком интерьере словно переодевались, помещения меняли свое назначение, зачастую мастера намерянно выдавали ценные материалы за более скромные.
Современный ампир - хорошо вписывается в интерьеры просторных помещений и нередко служит лучшим оформлением общественных интерьеров для придания особенной торжественности. Ампир в частных интерьерах свидетельствует о респектабельности и достатке, высоком статусе, приверженности традициям.
Стоит помнить, что главное в современном ампире - это максимум пространства, анфилада комнат, сквозная перспектива интерьера. Чтобы избежать официозности выбранного стиля, можно использовать его лишь в элементах декора, акцентируя внимание на деталях.