Наверно, если бы эпатажа не существовало, его стоило выдумать. Его идеи, существующие вне времени и пространства, питают творческий поиск всех тех, для кого неприемлемы штамп, унификация и стереотип. История искусств знает даже манифесты с призывом к творческим массам: "Мастера эпатажа всех стран, объединяйтесь!" Декор и архитектура - просто замечательный повод для эпатажа.
В понятие эпатажа каждый вкладывает свой смысл, но прежде всего это ломка стереотипов, в результате которой привычные вещи предстают в непривычном контексте. При этом очень важно, чтобы они оставались узнаваемы.
Эпатаж - реализованное желание свободы и возможность быть самим собой. Свободы выражения - дизайнера и того, кто будет жить в таком интерьере. У людей, принимающих подобные решения, с чувством юмора и художественным вкусом, как правило, все нормально. Однако им скучно без шокирующих выходок. Эпатаж для таких ярких творческих натур - и форма самовыражения, и стиль жизни, и акт, характеризующий взаимоотношения с обществом.
При этом все приемы работают только тогда, когда "исполнитель" и "зритель" говорят на понятном обоим языке символов. Вот почему отношение к эпатажу колеблется от восхищения до полного неприятия.
Эпатаж - это и агрессивная реакция на повседневность. Когда вы устали от "спокойных и гармоничных тонов" в интерьере, страсть к вызывающим цветовым сочетаниям, масштабу и форме предметов может стать отражением эмоционального напряжения. Эпатаж и яркие предметы декорации - лучшее средство от однообразия.
Суть талантливо исполненного эпатажа не в количестве шокирующих воображение деталей, но в оригинальности замысла и художественности его воплощения.
Цельные, продуманные во всех деталях интерьеры вызывают положительные эмоции веселой игры, театральной метафоры с элементами провокации. Без чувства юмора и иронии стиль смотрелся бы пресно. Стильность и чувство юмора - главные отличия эпатажа от китча.
Дизайнерский эпатаж - интернационален и индивидуален. В нем смесь личных эмоций с "работой на публику". Эпатаж гиперболичен, любая идея звучит в нем предельно ясно, но не упрощенно.
В отличие от "наивного" китча, эпатажу в его лучших проявлениях свойственна интеллектуальность, деликатность и тонкая ирония по отношению к самому себе. Диссонанс, который в китче возникает неосознанно, в эпатаже создается намеренно.
Главное отличие эпатажа от китча - способность балансировать на грани вкуса, оставаясь в его рамках. Вкус, мера и стиль - вот то, что есть в эпатаже и чего нет в китче.
Пространство или архитектурная оболочка в таком интерьере могут быть лишь нейтральным фоном, в котором солируют необычные, яркие предметы. Это может быть простое, лаконичное минималистское пространство (светлое дерево, темный камень; натуральные материалы), в котором, словно в выставочном зале или на сцене, все внимание сосредоточено на экстравагантных экспонатах, и где при желании можно с легкостью поменять декорации.
Создавая эпатажный интерьер, стоит учесть, что предметы, относящиеся к другим культурам, в современном интерьере могут стать эпатажными, благодаря силе эмоционального воздействия. Эпатирующей может быть и интерпретация ретростилей, пародия на чопорность классического интерьера.
Эпатаж - не всегда театральное смешение стилей, предметов, материалов, он может быть весьма изысканным и аристократичным. Но всегда - это яркий, небанальный интерьер, призванный удивлять окружающих своим необычным броским дизайном - благодаря неординарным задачам, которые заказчики ставят при создании проекта, и их готовности принимать идеи архитектора и дизайнера.
Материалы по теме |
---|
Китч в интерьере |
Воспоминания о будущем. Авангард и футуризм в интерьере |