Самый доступный и эффективный способ создать настроение и эмоции в интерьере — грамотно применить цвет и освещение.
На выборе цветовой гаммы чаще всего сказывается ориентация на стороны света. При северной и восточной помещения кажутся мрачными, поэтому необходима теплая гамма, при юго-западной преобладает применение холодной.
Психологи утверждают, что многоцветное, слишком насыщенное яркими тонами решения интерьера может создать у посетителей ощущение беспокойства, а монохромный интерьер порождает скуку. К тому же следует учитывать, как цветовое решение будет выглядеть при искусственном освещении.
По влиянию на общий характер жизнедеятельности организма цвета принято делить на возбуждающие или теплые (красный, коричневый, оранжевый), нейтральные (желтый, зеленый, серый) и успокаивающие или холодные (синий, фиолетовый).
Теплые тона стимулируют физические усилия, в том числе процесс пищеварения, создают ощущение уюта, ассоциируясь с солнечным светом, огнем домашнего очага. Холодные же расслабляют и снижают мышечный тонус.
Значение имеет и пейзаж за окном. Если лес и много травы, то их зеленый цвет должен сочетаться с цветом интерьера. Успокаивающие голубые оттенки прекрасно смотрятся в доме у моря, а в промышленных районах будут выглядеть уныло.
Как правило, в заведениях быстрого питания используют холодные глянцевые столешницы у столов и яркие цветные пятна, (оранжевые, желтые и красные). Такие цвета создают настроение гостеприимства и провоцируют аппетит, привлекают посетителей.
Схожая цветовая схема относится и к заведениям, где люди активно проводят время – дискотеки, ночные клубы. У посетителя должно остаться отличное впечатление от активного отдыха, яркий интерьер увеличит ощущения веселья, динамики и активности.
В дорогих заведениях, где важно, чтобы у посетителя осталось отличное впечатление от отдыха в спокойной атмосфере заведения, уместна неяркая гамма цветов, сложные, приглушенные акценты, например, терракотовые, бордовые, темно-зеленые тона. Все это создает атмосферу отдыха и способствует расслаблению.
В некоторых случаях уместно использовать очень сближенную гамму цветов, например, на основе бежево-коричневого. Здесь на первый план выходят текстуры, архитектура и пластика мебели и аксессуаров. Такие интерьеры тоже способствуют максимальному расслаблению и отдыху.
В темном помещении подбирать цвета нужно особенно тщательно. Красный, оранжевый, коричневый и черный поглощают солнечный свет и плохо смотрятся в помещениях с тусклым дневным светом.
Светло-зеленый, бледно-голубой, светло-сиреневый почти не поглощают свет, полностью отражая его в комнату. Чем бледнее оттенок, чем больше белого, тем больше света будет в пространстве.
У физиологических реакций на цвет довольно общий и универсальный для большинства людей характер. Зеленый цвет (но не свет!) в общебиологическом смысле самый благоприятный, ибо это – естественный фон окружения человека. Вот почему физиологи рекомендует шире использовать в качестве основного элемента интерьера живые растения.
Применение того или иного цвета позволяет «регулировать» микроклимат. Гигиенисты установили, например, что при одинаковой температуре воздуха в желтом помещении кажется теплее, а в голубом – холоднее.
Влияет цвет и на восприятие величины пространства. Увлекаясь темными, теплыми и насыщенными тонами при оформлении, не стоит забывать, что тем самым мы как бы делаем помещения уже и ниже. В свою очередь белый цвет для отделки помещений наименее приемлем. Такая отделка придает помещениям казенный, больничный вид.
Напольное покрытие играет большую роль в освещенности помещения, так как освещение из окна преимущественно попадает на пол и уже оттуда отражается по всей комнате. Ковровые покрытия поглощают и удерживают свет, матовое дерево, керамика или камень отражают свет, мягко распределяя его на стены и потолок. Глянцевые поверхности деревянного или каменного пола максимально направляют свет на стены и потолок.
Цветом тканей можно выделять зоны, организовать и гармонизировать пространство. Яркими пятнами придать интерьеру сочность и контрастность.
Яркие цвета - под стать концепции ресторана. Часто яркие цвета дизайнеры интерьеров максимально смело используют в создании интерьеров этнических ресторанов - китайских, индийских. Когда дело касается просто современного ресторана с интересной едой, яркие цвета появляются либо на мебели, либо на больших по площади поверхностях, стенах или полу, расставляя таким образом акценты.
Цвет должен отражать концепцию заведения. Существуют устоявшиеся стереотипы цветовых решений для разных концепций. Стейк-хаусы - стихия огня, земли, вина. Вегетарианские кафе чаще зеленые и солнечные, японские рестораны — натуральные цвета дерева и камня. Помимо цвета, огромное значение имеет и фактура. Тот же черный цвет может быть воплощен в бархате — гламур, шик, а может быть и в черном лаке, в таком блестящем черном ресторане может быть неуютно.
Но кроме цвета очень важен свет.
Свет имеет большое психологическое воздействие. Он способен «сделать» зал просторнее, уютнее, может способствовать шумному оживлению в зале или настраивать на спокойное общение.
Смешанное освещение предусматривает одновременное использование двух систем, то есть залы ресторана должны иметь и естественное освещение.
В дневное время важную роль в восприятии ресторана играет естественное освещение, контролировать которое можно при помощи окон и дополнительных аксессуаров в виде штор и занавесок.
Окна в потолке больше наполняют комнату светом, чем оконный проем в стене. Освещенность можно увеличить и с помощью зеркал.
В вечернее время власть переходит к искусственному свету, который выполняет свои собственные функции в дизайне заведения.
— Создание оптимальной видимости в помещении.
— Создание определенной световой среды и реализация основного замысла в интерьере ресторана (при помощи источников искусственного света можно менять атмосферу в зале, достигается такой эффект при помощи использования потолочных светильников с системой диммирования).
— Управление потоками посетителей.
— Создание специальных световых эффектов (в т.ч. для оформления специальных зон для выступлений артистов и проведения представлений).
— Наиболее эффективное представление посетителям определенных зон в ресторане (в т.ч. размещение столов – источники дополнительного освещения следует располагать непосредственно над местами рассадки посетителей).
При создании светового оформления зала следует учитывать несколько важных моментов.
— Световое оформление должно обеспечивать общую освещенность помещения, которая достигается в результате действия прямых и отражаемых лучей света.
— Равномерное распределение световых потоков обеспечивается за счет специального расположения светильников. Контролировать направление световых лучей можно при помощи изменения месторасположения их источников.
— Свет является источником цветопередачи. Каждый цвет имеет свои собственные функции и по-разному влияет на настроение посетителей. К выбору оттенков световых лучей надо отнестись серьезно. Неправильные оттенки световых лучей могут стать причиной скучной и даже угнетающей атмосферы в ресторане.
— Каждая поверхность по-разному отражает свет. При подборе освещения в интерьере зала необходимо учитывать этот момент. Некоторые плоскости могут стать слишком блестящими при неправильном освещении и ненужные блики станут раздражителями для посетителей.
— Свет создает специальную световую среду, которая привлекает посетителей, управляет их настроением и побуждает к повторному посещению заведения.
В ряде кафе, баров, ресторанов отделка потолков темная, стены и мебель светлые, источники света – сбоку и снизу. Цель такого оформления интерьера – создать романтическую и несколько «таинственную» обстановку, какая бывает в гротах. Однако посетители нередко жалуются на недостаток света в зале, так как трудно различить в полутьме даже лицо собеседника, не говоря уже о каком-либо печатном тексте (газете, книге, журнале, меню).
За рубежом в свое время провели опыт: предложили гостям ресторана блюда при разном освещении. Оказалось, что синий и зеленый свет вызвал единодушную отрицательную реакцию, поскольку мясо показалось несъедобным.
Освещение может быть общим, местным и смешанным. При общем освещении светильники располагают под потолком, при этом они равномерно освещают весь зал. В залах с высокими потолками обычно используют красивые люстры, при низких потолках — изящные плафоны.
К местному освещения относят систему освещения отдельных столов, участков зала, а также элементов оформления и оборудования. Для индивидуального освещения столов и барной стойки применяют настольные лампы и бра. Это дает возможность ярче выделить эстраду или зону для танцев. Применяется также светомузыка, подсветка фрагментов поверхностей стен, пола, украшений.
На практике чаще всего используется комбинированная система освещения, соединяющая в себе местные и общие принципы освещения.
При выборе источников искусственного освещения обратите внимание, насколько гармонируют выбранные модели светильников с общим стилем и цветом интерьера ресторана. Светильники должны создавать единую композицию. Для создания идеального интерьера рекомендуется использовать все три вида искусственного освещения: фоновое, рабочее, акцентирующее.
Низковольтные галогеновые лампы ближе всего по цвету и спектру к солнечному освещению. Идеальным считается рассеянный или отраженный свет.
В обзоре использованы фотографии интерьеров ресторанов, выполненных архитекторами и дизайнерами компании "Вира-АртСтрой"