Попробуем оглянуться назад и мысленным взором увидеть Грецию и Рим в лучшие их эпохи.
Давно, когда человек не отделял себя от окружающего мира, когда все вокруг равнялось ему самому, а он сам охотно и легко приравнивался миру, не существовало понятия «проект». Создание предмета архитектуры было настолько неразрывно связано с жизнью всего, что его строительство происходило по той же модели, по какой происходило все. Создание – это отражение мира. И основной метод этой эпохи – мимезис, подражание. Однако уже в это время было создано то, что мы теперь называем мебелью и предметами интерьера. Исследователи античности утверждают: архитектурная постройка не древнее, чем вещи внутри жилища. (О.М.Фрейденберг).
В основе греческой архитектуры, которая возникает как архитектура храма, лежали такие важнейшие мифологические понятия, как квадрат, круг, мировое дерево, путь, тройка, четверка, семерка, принцип симметрии и тому подобное. И важно, что каждый предмет должен был найти свое место в храме.
В средневековье снова заговорили о том, что сооружение должно быть разбито на отдельные значимые части. И само разделение пространства и его освещения сопровождалось особыми священными обрядами и ритуалами.
Именно в античности, в древнейшем городе Риме 61 или 62 – ок. 113 н.э., Плиний Младший описывал удивительный внешний и внутренний облик вилл, в которых наиболее полно проявился взгляд на жилище и пространство этого времени. Это были удивительные дома, где причудливая лепнина на потолках и роскошь цветовой гаммы оставляли ощущение гармонии и покоя. Причем важным было не только внутреннее убранство виллы, но и то, что вокруг – удивительные сады.
Именно в римской архитектуре особой внимание уделяется окну. А. Ригль пишет, что «античное стремление к замкнутости не могло сохраниться надолго и что ее нарушение вытекало из потребности в пространстве. Окна, уводящие взор, знаменуют новый этап в развитии архитектуры: отныне здание строится не как изолированное тело, но в связи с беспредельным пространством».
Более того, в Риме существовал закон, который охранял…вид из окна. «Есть и такой сервитут – не преграждать вида», а также: «Никто не должен преграждать более приятного и свободного вида»…Цицерон писал: «Ты критикуешь узость окон (в моем доме), но знай, что ты этим критикуешь авторитет “Киропедии”. Ибо, когда я об этом самом сказал (архитектору) Киру, он возразил, что при широких окнах не так приятна перспектива зеленых лужаек».
Пространства, созданные для того, чтобы ими любоваться. Лукиан с восторгом пишет об одном из таких пространств: постижение красот его «нуждается не в ограниченном человеке, но в зрителе одаренном, который не судит по одному только виду, но мудрым размышлением сопровождает свое созерцание», и те, кто входят в такой дом, «превращаются в зрителей», и никто не сможет «своими речами отвлечь их мысли от зрелища».
Возможно, именно в воспоминании о римской эстетике оформления пространства мы ищем там, где проводим время, не только удобство, функциональность, соответствие современным стандартам качества. Мы ищем индивидуального. И важно, чтобы глаз наш находил прекрасное не только в доме, но и там, где мы проводим – к счастью или сожалению – большую часть времени: в нашем офисе. Пусть нам не изменить вид из окна, как могли это сделать владельцы вилл в тенистых рощах Рима, но в арсенале дизайнеров компании «Вира-АртСтрой» непременно найдутся идеи, которые позволят создать иллюзию пространства, которым можно наслаждаться. И в котором можно поразмышлять не только о работе.
Александра Бабкина.