Стиль директории в интерьере

Опубликована 10.08.2012

Необычайно интересное явление в истории стилей дизайна интерьера - стиль директории. Стиль директории (франц. Le style de Directoire или лат. Directorium) — художественный стиль в искусстве Франции конца XVIII в., названный по короткому периоду правления Директории. В истории Франции — время между смутой революции, гражданской войны и становлением империи Наполеона Бонапарта. Период Директории длился всего лишь четыре года (1795—1799), одноименный же стилевой этап охватывает последнее десятилетие XVIII и несколько лет XIX века.



Драматический отрезок истории с 1789 года до провозглашения Империи в 1804 году, в котором выделяют период Директории и период Консульства, с точки зрения развития дизайна и неоклассицизма был едва ли не самым интересным. В годы французской буржуазной революции классицизм, оставаясь господствующим направлением в искусстве, приобретает новые черты. Стилю директории предшествуют неоклассицизм и эпоха Просвещения, сменяют его стили консульства и ампира.

Стиль директории близок к французскому неоклассицизму, но более строгий, суровый и аскетичный, впрочем, не лишенный элегантности. Несмотря на краткий период существования, в эти годы появляются новые тенденции и мотивы. Умеренность и простота, свойственные классицизму эпохи Просвещения, становятся нормой. Белые и серые стены, чистые плоскости с нейтральными цветами с линейным обрамлением сочетаются с орнаментом древнего Рима. Концепция подражания античности выжила и даже усилилась. Строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Девиз «быть проще» неизменно влечет за собой и более простой быт. Роскошь отменена, строгость форм обязательна, но потребность в хорошем интерьере осталась. Декор теперь либо сведен к минимуму и интерьеры решены почти со спартанской простотой, либо гипертрофирован и производит эксперименты над формами, в результате чего появляются вещи самые живописные и фантазийные. Часть мастеров эпохи Директории тяготеет к прежним, более мягким формам, другая — к новому, подчеркнуто строгому стилю. Основным элементом декора можно назвать древнеримский орнамент, однако в стиле Директории он недостаточно выразителен.



При оформлении интерьеров для отделки стен используются обои вместо драпировок предыдущих периодов, для оформления окон - шторы из кретона с классическим дизайном вместо парчи и дамаста. В текстильном декоре сатин сменяет шелк, сдержанные орнаменты и цветовая палитра. Излюбленная орнаментация включает в себя пальметту, ромбическую жемчужину, египетские и классические темы. От Великой французской революции стилю досталась воинственная символика: скрещенные пики, топоры, кокарды, скрижали закона, ветви дуба, галльский петух и военные трофеи. Все мотивы часто заключаются в ромб, овал или шестиугольник.

Мебель изготавливается двух видов: скромная бытовая, как правило, из бука, окрашенная в белые, серые или зеленые цвета, декорированная полосками зеленого, синего и золотого цвета, и более дорогая, из красного и лимонного дерева, каштана, большие гладкие поверхности которой сдержанно украшаются тонкими резными мотивами. Мебель изобретательно изящна, в ней ещё нет тяжеловесности ампира, но уже есть бескомпромиссная стильность и одержимость избранной темой. Строгие работы братьев Жакоб с накладками из латуни соседствует с причудливыми вещами с грифонами, лебедями, морскими чудищами. Входит в моду полосатая обивка мебели и стен — штоф. Филенки, обивка на подлокотниках диванов и кресел, стеклышки в витринах. Мебельные мастера в своей работе руководствуются прежде всего соображениями практичности и целесообразности, бесполезные предметы, сложные формы и украшения изгоняются.

Мебель становится более рациональной и практичной. В моду входят шкафы и комоды простых, будничных форм, без остекления, с минимумом декора - книжные шкафы и секретеры. Кровати лишаются драпировок и занавесок, дополняются одинаковыми по высоте и оформлению головным и ножным щитами, устанавливаются вдоль стены.



Формы мебели становятся более прямыми и конструктивными. Плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, сужающиеся книзу прямые, реже — слегка изогнутые рубленые или точеные ножки, фронтонные завершения шкафов. В корпусной мебели карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами, которые завершаются бронзовыми капителями. Верх спинок кресел иногда слегка отгибается назад или, напротив, внутрь. Подлокотник становится практически прямоугольным. Появились и другие виды мебели: длинное узкое канапе и меридиенн, у которого спинка и ножка образуют одну плавно изогнутую линию. Спереди ножки остаются прежними, суженными книзу, а сзади принимают саблевидный изгиб. Спинки стульев часто украшает сквозная ажурная резьба, имитирующая античные образцы. В качестве обивки для мебели используют сукно, в крупную полоску или однотонное. В более богатых домах мебель обивают кожей или шелком.



Часто мебель покрывается лаком, представленным в широкой тоновой гамме (фиолетовые, оранжевые, чёрные цвета); скульптурные мотивы, выделяющиеся своими яркими цветами на тёмном фоне, в подражание Помпеям.

Благодаря строгим формам в наше время за стилем директория закрепили обстановку официальных приемных, кабинетов и гостиных–библиотек.

Правление Директории было кратким. Однако стиль, который успел сложиться в эти годы, не просто оставил свой след в истории, а сумел оказать влияние на многие последующие стили.

Рейтинг: 4.8 Голосов: 2275