Чтобы капитальный гараж зимой оставался достаточно теплым, необходимо утеплять двери и ворота по всему периметру и по всей площади. Утепленные гаражные ворота по теплоизоляции должны не уступать стенам и потолку гаража. Теплопроводность створок гаражных ворот должна быть не выше, чем у кирпичной стены, а места примыкания ворот к проему необходимо тщательно изолировать от проникновения холода.
Существует несколько типов гаражных ворот. В одних случаях проще купить готовые утепленные гаражные ворота, а в других сделать их теплыми можно своими руками уже после установки. Въездной проем гаража можно закрыть воротами следующих типов: распашными, подъемно-поворотными, секционными, рулонными. Распашная конструкция является самой распространенной и представляет собой одну или пару створок, открывающихся наружу. Эти классические двери востребованы благодаря простоте монтажа, надежности и антивандальной защищенности. Они делаются из металлических листов в 2–3 мм толщиной и усиливаются уголком. Изготовить их и потом утеплить своими руками несложно.
Откатные и распашные ворота делаются из идентичных материалов. Они достаточно схожи между собой по конструкции, утепление ворот гаража осуществляется одинаковыми изоляторами. В большинстве случаев применяется минеральная вата или пенопласт. Для отделки используется несколько листов профнастила. В пространстве между ними размещаются утеплительные материалы.
Выбор материала для утепления
Минеральная вата. Не поддерживает горение, но боится воды. Поэтому при монтаже минваты устанавливают дополнительную гидроизоляцию и пароизоляцию. Для работы утеплителя необходим воздушный зазор. Минеральная вата дешевле, но при равных показателях теплопроводности слой ее будет толще и тяжелее, нежели у пенополистирола и пенополиуретана. Защитное покрытие из минваты и плёнки можно покрыть сверху ДСП, ДВП и ГВЛ.
Для утепления гаражных ворот лучше всего взять одну из разновидностей минеральной ваты. Этот рулонный материал проще монтировать, но главное – он не боится огня. О вспененных и напыляемых альтернативах на основе полимеров подобного сказать нельзя. Они, несмотря на все пропитки и присадки, остаются пожароопасными.
Пенопласт. Самый доступный материал среди классических утеплителей. Водонепроницаемый, по теплоизоляционным свойствам аналогичен минвате. Пенопласт не подвергается гниению, не боится грибков и микробов. Удобен при монтаже, нет необходимости в дополнительных слоях, что позволяет выполнить утепление гаражных ворот в короткие сроки.
Можно воспользоваться и теплоизоляционной краской. Для ее нанесения достаточно обычной кисти. После высыхания термокраски на дверном полотне образуется полимерно-керамическая пленка с высокими теплоизоляционными характеристиками. Но наносить ее на ворота придется в несколько слоев, формируя покрытие нужной толщины и изоляционных свойств.
На рынке представлены и современные аналоги, обладающие более высоким качеством.
Пеноизол. Жидкий пенопласт, которым можно быстро обработать любое помещение. Пена, застывая, образует бесшовный слой. Он водонепроницаем, не возгорается, срок эксплуатации около 40 лет.
Астратек. Жидкий материал в виде краски кистью или валиком наносится на обрабатываемую поверхность. Слой в 1 мм заменяет 50 мм минваты. Жидкий изолятор при ровной поверхности расходуется из расчёта 0,5 л/1 м². Отлично подходит для металлических поверхностей.
Как точно не подгонялись бы по размеру ворота, все равно появляются щели. Чтобы ликвидировать сквозняки, зазоры между створками, а также в местах их соединения с полом, потолком и стенами следует закрыть уплотнителем. Он заполняет просвет и предотвращает выход теплого воздуха из помещения. Уплотняющая вставка может быть: силиконовой, резиновой, в виде нейлоновой щетки с восковой пропиткой.
Для утепления створок необходимо подготовить их металлические детали, очистив от ржавчины и окрасив для гидроизоляции битумной мастикой, закрепить на створках саморезами каркас из бруска сечением 20–25 мм, заполнить образовавшиеся соты утеплителем (напенить пенополиуретан, раскроить и приклеить пеноплекс или вставить нарезанную по размеру минвату), обшить каркас ОСП, вагонкой или ламинированным МДФ, либо закрыть утеплитель пенофолом или иным плотным фольгированным материалом.